ловля бычка в с. каменское
Меню

РУССКАЯ МЕТРОЛОГИЯ


В этой системе русских мер господствующей является идея квадрата, соотношение 1: Сопряжённость русских мер была основой создания гармонических пропорций архитектурных сооружений, она и сохранила всю совокупность этих мер длины как единую метрическую систему Древней Руси, в основу которой положены пропорции человеческого тела. Интересно ещё одно построение, выполненное Б. В Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове основными размерами кирпича являются: Шевелёв продолжил анализ древнерусских мер и предложил свою систему их построения. Владельцы земель, пользуясь своими меньшими мерами, получали дополнительную прибыль при расчетах с работниками. Развитие производительных сил страны при Петре I заставило правительство заниматься упорядочением поверочного дела: Комиссия о весах и мерах г. Он полностью преобразовал дело измерений в России. Была организована систематическая проверка имеющихся в обращении измерительных приборов. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: По мнению многих исследователей, это слово происходит от глагола "верстать", означающего "распределять", "уравнивать", "уравнивать путем сравнения", откуда появились такие слова и выражения как "сверстник" однолеток , "тяглом верстаться", "он не верста тебе" и т.

  • Пласт нижний новгород производство лодок
  • Юрий зимин лодки
  • Как ловили банду гта
  • Новая дизель электрическая лодка
  • Таким образом "верста" в общем смысле слова означает нечто такое, по чему следует равняться, меру выровненную, определенную. Верста упоминается в летописях еще за год. Она содержала в себе сажень. Другое название версты — "поприще". О том, что "верста" и "поприще" выражают одно и то же число, свидетельствуют различные источники: Рыбаковым значения сажени — 1,52 м. Эта мера длины упоминается еще в "Слове о зачале Киево-Печерского монастыря" летописца Нестора, где за г. Наименование "сажень" происходит от глагола "сягать" "досягать", "досягаемый" , и смысл его может быть наглядно проиллюстрирован примером косой сажени, которая представляла собой расстояние между подошвой левой ноги и концом вытянутого вверх среднего пальца правой руки, реально воспроизводя, таким образом, предел досягаемости для человека, стоящего на земле. Для определения значения древнерусской сажени большую роль сыграла находка в г. Тмутаракани камня, на котором была высечена славянскими буквами надпись: Из сравнения этого результата с измерениями топографов получено значение сажени ,4 см. С этим значением совпали результаты измерений храмов и значении русских народных мер. Сажень, представлявшая наиболее крупную овеществленную единицу длины существовали мерные веревки, длина которых была равна сажени получила широкое применение преимущественно при измерении расстояний и в строительстве. Это наименование объясняется тем, что по происхождению данная мера представляла длину локтя — расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки. Впервые локоть как мера длины упоминается в "Русской правде" Ярослава Мудрого: Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой. В крупной оптовой торговле локоть сохранял свое значение в качестве контрольной меры, так как был неудобен для измерений. Полотно, сукно и пр. В центре каждого из четырех маленьких квадратов обязательно изображается небольшая точка. Обычно эта композиция не заслоняется другими элементами. Поставленные на угол ромбы или единичны, или идут полосой в один ряд, соприкасаясь лишь углами. Иногда встречается сплошной тканый узор, состоящий только из таких фигур, но тогда между ромбами оставляют просветы, благодаря чему зритель всегда воспринимает основной элемент этого узора — фигуру из четырех сомкнутых ромбов с точками см. По материалам Брянской обл. Дядьковичи, Спинка, Овстуг и др.

    По отношению к женским рубахам мы видим точно такое же возрастное ограничение: Связь ромбо-точечного узора со свадебной обрядностью и с бытом молодой замужней женщины заставляет нас обратить на него особое внимание, так как весь свадебный ритуал пронизан магическим содержанием, и в первую очередь магией плодородия. Общеизвестно, что идея плодородия в свадебной обрядности выступает в двух формах:. Женщина уподоблена земле, рождение ребенка уподоблено рождению нового зерна, колоса. В этом слиянии аграрного и женственного начал сказывается не только внешнее уподобление по сходству сущности жизненных явлений, но и стремление слить в одних и тех же заклинаниях и благопожеланиях счастье новой семьи, рождение новых людей и урожайность полей, обеспечивающую это будущее счастье. Большой интерес представляет запись этнографа В. Богданова о том, как применялась ромбо-точечная схема в Белоруссии в XIX в. При постройке новой избы что являлось естественным продолжением образования новой семьи глава семьи должен был освятить участок земли, отведенный под постройку нового жилища. С этой целью он чертил на земле большой квадрат, размером с усадьбу, делил этот квадрат на четыре части так, чтобы образовались четыре малых квадрата. Камни укладывались в центре каждого малого квадрата, начерченного на земле. После этого земля будущей усадьбы считалась освященной [23]. Белорусский крестьянин освящал свою землю той самой ромбо-точечной композицией, которую девушки вышивали на своей свадебной одежде. Географическое распространение ромбо-точечной композиции в украшении женских одежд, поясов и головных уборов очень широко. Мы видим её па всем русском Севере Архангельск, Вологда , у западных и южных великорусов Смоленск, Рязань, Брянск , у украинцев Киев, Чернигов, Карпаты , у белорусов, а за пределами восточнославянских земель — у карел, марийцев, удмуртов, коми-зырян, эстонцев, немцев и у западных славян [24]. Кроме вышивок и тканей, ромбо-точечная композиция встречена в этнографическом материале на прялках. Прялки, как известно, часто являлись свадебным подарком жениха невесте. Этнография дает нам путеводную нить и понуждает отправиться на поиски более ранних изображений ромбов или квадратов с четырьмя точками. При этом нам необходимо не только найти аналогии в древности, но и проверить предположение о ритуальном, магическом характере. Углубляясь в века, мы встретим интересующую нас композицию в средневековой церковной живописи на тех убрусах, которые изображались на стенах храмов ниже сюжетной фресковой росписи, непосредственно над полом.

    Иногда эта композиция встречается на изображениях скатертей тайная вечеря, трапеза Авраама. Часто ромбо-точечные композиции рисовались вперемежку с разными растительными символами. Ритуальный характер узора в данном случае обусловлен местом его применения. Значительный пласт археологических находок с ромбо-точечной композицией относится к домонгольской Руси. Здесь мы найдем и ткани из курганных погребений близ Чернигова и Смоленска со сплошным узором из ромбов с точками, и различные ювелирные изделия [26]. Интересна крестовидная дробница XII — XIII вв. Сочетание квадратно-точечного знака с идеограммами первых ростков должно войти в общую сумму тех признаков, которые помогут нам расшифровать содержание загадочной композиции. Не менее интересны два одинаковых серебряных двустворчатых массивных браслета XII в. Богатая и многообразная орнаментация браслетов подчинена идее семьи и благоденствия. Центральный медальон на каждой створке украшен знаком огня — триквестром; концы створок оформлены в виде голов львов и львиц таким образом, что в замкнутом положении соприкасаются друг с другом лев и львица. В этом можно видеть выражение мужского и женского начала, а в огне-триквестре — символ домашнего очага. По сторонам знака огня на одной створке находятся изображения древа жизни и четырех ростков, а на другой — солярный знак и ромбо-точечная композиция. В промежутках между медальонами в овалах изображены колосья. Есть все основания предполагать, что необычный браслет связан со свадебной обрядностью может быть, свадебный подарок невесте? Композиционно древо жизни связано здесь с солнцем, а ромб с четырьмя точками как и на эмалевой дробнице — с четырьмя ростками. Взаимозаменяемость идеограммы первого ростка и точки в квадрате может быть хорошо прослежена по изображениям Бориса и Глеба на женских украшениях XII — начала XIII в. На эмалевых и черневых изображениях Бориса и Глеба XII — XIII вв. Не было ли это символическим изображением поля с семенами? Совпадений этнографического материала с археологическими данными XI — XIII вв. Для проверки истинной глубины памяти нам необходимо двинуться ещё далее, в века, значительно отдаленные от Киевской Руси. В античное время мы встречаем ромбо-точечную композицию на греческих сосудах разных эпох, начиная от геометрического стиля.

    Ромбы с точками изображаются около половых органов львов, жеребцов и фантастических крылатых зверей. Иногда ромбо-точечная композиция превращается в своеобразную свастику с меандровыми завитками; такой знак помещен у полового органа оленя Артемиды на делосской вазе VII в. В эллинистическое время ромбо-точечная композиция встречена на специальных глиняных алтариках для жертвоприношений первых плодов [30]. В последнем случае крупный ромб, разделенный на четыре части и снабженный точками, занимает всю горизонтальную плоскость алтарика-кануна; по сторонам ромба изображены два колоса.

    рыбаков системы мер

    Встречаем мы этот сюжет и у скифов Причерноморья. На городище Золотая Балка на правом берегу Нижнего Днепра в жилище, у самой печи, найден небольшой плоский квадратный алтарик, разделенный тройной линией на четыре части; внутри каждого малого квадратика изображено по три концентрических круга, что в целом дает типичную ромбо-точечную схему [31]. Поселение датируется II в. Найдем мы эту схему и в бронзовом веке, например на сосудах вучедольской культуры в Словении. Нови Сад, , с. Ромбы с точками здесь нередко соседствуют с идеограммами небесной воды и дождя. Даже эти разрозненные примеры, количество которых, впрочем, можно значительно увеличить, убеждают нас в устойчивом, древнем бытовании нашего знака. Семантика его не выходит за рамки магии плодородия: Двигаясь в своем ретроспективном пути ещё далее, в более ранние эпохи, мы достигаем земледельцев энеолита и неолита. Ромбо-точечную композицию, как в её полной классической форме, так и в сокращенном варианте только ромбы или один ромб с точкой , мы находим в Триполье. Особый интерес представляют изученные С. Бибиковым глиняные фигурки с зернами пшеницы в составе глины, относящиеся к раннему этапу трипольской культуры. Прежде чем лепить фигурку божества плодородия, глину замешивали на зернах и муке? Идея зерна, семени как начала новой жизни пронизывает всю трипольскую пластику среднего и позднего периодов. Женские фигурки, как правило, изображают не дебелых матрон, знакомых нам по скульптуре палеолита, а стройных дев с едва обозначенной грудью, но нередко с признаками начинающейся беременности. На животах некоторых фигурок мы видим то оттиск зерна, то небольшой бугорок, обозначающий беременность, то изображение растения колоса? Иногда живот женщины прикрыт магическим рисункем из четырех квадратов, с точками в каждом из них символ поля с семенами? Иногда две змеи охраняют живот молодой матери см. Невольно возникает ассоциация с христианским божеством плодородия — богородицей, девой-матерью, изображаемой нередко так, что на её животе показан не родившийся ещё ребенок Иисус Христос. Трипольские статуэтки юных матерей были, по всей вероятности, одними из ранних предшественниц христианской богородицы, выразительницами идеи бессменного круговорота жизни, идеи рождающей силы зерна. Мы знаем, как тесно магия плодородия полей переплетена с магией человеческого плодородия [33]. Только в керамике земледельческих племен энеолита впервые появляется и утверждается на тысячелетия принцип четырехкратности.

    Трипольские четырехчастные жертвенники были точно ориентированы своими четырьмя крестовинами по сторонам света, даже если это направление резко расходилось с ориентировкой стен дома. Крестообразны были не только жертвенники — знак четырехконечного креста вписывался в солнечный диск; крестообразно располагались четыре листа в орнаменте, четыре солнца на сосуде и т. Число четыре занимает очень важное место в трипольском орнаменте, но не столько само по себе, сколько в качестве обозначения четырех направлений. Поле вспахивалось в двух направлениях борозда в одну сторону, борозда в противоположную сторону , а затем боронилось в двух направлениях, нередко перпендикулярных бороздам. Так ежедневный ритм основной земледельческой работы создавал представление о движении Внимание к четырем сторонам света видно в той тщательности, с которой ориентировали трипольцы среднего периода свои жертвенники [34]. Родившись в представлениях энеолитических земледельцев, принцип четырехкратности прошел через все эпохи и дожил в этнографии до близкого нам времени. Принцип четырех сторон был важной вехой в познании мира, и не удивительна долговечность как самих представлений, так и тех графических форм, в которые древние земледельцы сумели облечь свои новые понятия о пространстве. В том же г. Умолчание об этих близких по времени публикации статьях не является, разумеется, умышленным, и упомянуты они мною здесь только для того, чтобы показать конвергентность мысли и тем самым укрепить высказанный мною тезис о ромбо-точечном узоре как об идеограмме поля, засеянной нивы. На земледельческом энеолите завершается наш ретроспективный поиск истоков ромбо-точечной композиции, дожившей до наших дней на очень широкой территории у разных народов. Далее IV тысячелетия в глубь веков ромбо-точечный узор не идет; в орнаменте охотничьих племен его вообще нет, и нет его в более позднее время. Это ещё раз позволяет прочно связывать его с земледельческой символикой и считать идеограммой вспаханного поля четыре сомкнутых ромба или засеянной семенами нивы ромбы с точками в их середине.

    Первая этнографическая загадка увела нас на лет назад от той этнографической среды, где мы эту загадку обнаружили. Ретроспективный анализ установил, что глубина народной памяти достигает того важного периода в истории человечества, когда были освоены формы производящего хозяйства, и в первую очередь земледелия. Продолжим поиск, так как земледельческой эпохе предшествовал измеряемый сотнями тысячелетий период охотничьего хозяйства со своей особой идеологией, и для нас очень важно выяснить, сохранилось ли что-либо из той отдаленной эпохи в современном нам этнографическом материале. Исходной точкой для нас послужит вторая этнографическая загадка — сюжет росписи пасхальных яиц-писанок из далекого, архаичного уголка гуцульских Карпат. Во Львовском этнографическом музее хранится прекрасная коллекция украинских писанок, насчитывающая 11 экз. При изучении этой коллекции в г. Гургула опубликовала писанку несколько другого типа: Символика пасхальных писанок связана с магией плодородия во всех её аспектах. Прежде всего само яйцо является олицетворением начинающейся жизни; растительные узоры и символы аграрного плодородия, как правило, покрывают писанки; приуроченность обычая или обряда катания яиц к весеннему циклу праздников тоже говорит об аграрной магии. Поэтому все сюжеты и композиции на писанках требуют внимательного отношения к ним и тщательной расшифровки. В данном случае перед нами не отдельные символы, а сложная целостная композиция: Представления о яйце как о микрокосме, в котором отразилась Вселенная, восходят к глубокой древности: Утка снесла яйца, из которых создалась Вселенная:. Прямых свидетельств в украинском или вообще в славянском фольклоре нет, хотя различных легенд и преданий об оленях особенно в горных районах довольно много. Однако можно указать ещё на одну загадку, связанную с небесными оленями, которая явится для нас как бы вторым уравнением с тем же неизвестным, а следовательно, приблизит нас к решению. Афанасий Никитин, находясь в Индии, отмечал: Общеизвестно, что у многих охотничьих народов древний культ лося или оленя был дополнен или вытеснен медвежьим культом; в космологических мифах олень нередко выступает наряду с медведем в сказаниях о небесной охоте [40].

    Поэтому нас не должна удивлять прослеживаемая на славянском материале замегта двух звездных лосей двумя звездными медведицами. То особое внимание, которое в фольклоре и народных знаниях уделялось этим созвездиям, вполне объяснимо астрономической важностью их. Полярная звезда — ось звездного неба, единственная неподвижная звезда нашего полушария, по которой всегда можно определить направление на север. Стожар — центральный столб стога, воткнутая в землю жердь, вокруг которой кругами напивается сено. Вот такой срединной точкой круговорота звезд и являлась альфа Малой Медведицы. Обращение к русскому фольклору не восполняет пробела. Афанасьев, описывая пережитки языческих жертвоприношений на русском Севере, упоминает об олене как о древнем жертвенном животном: Предание уверяет, что в старое время в этот день выбегал из леса олень и что именно это животное было убиваемо на праздничный пир; но однажды крестьяне, не дождавшись оленя, заменили его быком, и с той поры олень уже не показывался. Во многих деревнях 20 июля устраиваются общинные обеды в складчину, и для этого убивают быка или теленка. Предание о двух ланях существовало и в Новгородской губ.: При помощи ростовой сажени мы можем превратить маховой квадрат в прямоугольник со сторонами МХ и РС, и в помещении, построенном на пропорциях этого прямоугольника, отношение периметра стен к длине окружности звуковой волны будет равно отношению двух саженных мер. Нетрудно заметить, что так рисуется и древнекитайский символ дуальности сущего Инь и Ян. Но при этом возникает и число Пи. Обратим внимание на то, что переход от квадрата к квадрату и в византийском, и в упрощенном, менее точном с математической точки зрения, древнерусском варианте саженной системы, каждый раз осуществляется через контакт диагонали одного полуквадрата и стороны другого. В этом Византия была наследницей античного и древнеегипетского опыта, но существенно превзошла и Грецию, и Египет. Угол расширения саженной системы, видимо, имеет прямое отношение не только к антропоморфизму, но и к акустике. Рейлсбеком, который при помощи специального электронного прибора замерял частотный строй только что настроенных роялей [41]. Меры, взятые с человеческого тела, сохранили в себе драгоценные и до сих пор мало изученные закономерности, на которых основаны гармонические природные процессы. Гуманисты, как и древние греки, боялись иррациональных величин. Но таковы пропорции человека: Мы назвали его живым ростовым или антропоморфным квадратом G а. Круг, вписанный в квадрат, — модель распространения звуковой, световой и любой иной волны в замкнутом прямоугольном пространстве. Применение греческого фута при строительстве в Х I веке первых древнерусских храмов показано К.

    К Х II веку система вновь эволюционировала и семь греческих футов стали так называемой большой саженью 2, м. На строительной площадке, уже расчищенной под будущий храм, с изготовления большой сажени и должна была начинаться геометрическая разметка пропорций древнерусской саженной системы. И каждая такая пропорция могла была осмыслена как некая антропоморфная данность. Антропоморфизм живого квадрата и саженной системы. По рисунку Наталии Введенской, сделанному для этой реконструкции. В основу конструктивной схемы человека заложен тройной циркуль ноги и дважды руки. Превращаем его в живой квадрат AbcD поделив высоту на 34 части и взяв из них Наш живой квадрат — это чуть приплюснутый обыкновенный квадрат. Половина роста — длина ног. Четверть роста — точка сгиба ноги расстояние от земли до низа коленей. Определим среднюю точку между верхней горизонталью квадрата и верхней горизонталью живого квадрата. От нее отложим вверх четверть роста и получим высоту поднятой руки. Если мы хотим, чтобы пупок приходился на точку золотого сечения от роста что, разумеется, вовсе не обязательно, но, в принципе, возможно , надо взять половину расстояния от высоты плеч до кончиков пальцев поднятой руки и отложить этот отрезок вниз от высоты плеч. Расстояние от подбородка до конца среднего пальца поднятой руки определит расстояние от земли до конца среднего пальца опущенной руки, а также и точку яремной ямки в основании шеи, и начало кисти, и ширину плеч. Леонардо да Винчи не зря пытался вписать своего мерного человечка в круг и квадрат, ведь геометрически тело человека — подобие тройного циркуля.

    рыбаков системы мер

    Но если брать длину руки от подмышки, то это диаметр высоты роста, взятого с поднятой вверх рукой. Остается получить точку солнечного сплетения и подвздошной ости таза. Для этого возьмем по вертикальной оси отрезок от верха ног до верха квадрата не живого, а обыкновенного. Отложив этот отрезок вниз от высоты поднятой руки, получим одну из этих точек, а взяв тот же отрезок от земли, — другую. Приравняв 3 локтя Хесира к большой сажени 1 лх — 0, м, то есть практически 1 гф , равной высоте роста с поднятой вверх рукой, убедимся, что антропоморфные пропорции Первой скрижали Хесира по нескольким параметрам совпадают с саженными пропорциями. И это можно объяснить только следствием антропоморфности обеих систем. Саженная система — совершенное архитектурное подобие музыкального инструмента. Мы реконструировали этот инструмент. Другое дело, как научиться на нем играть, извлекая их 12 его нот те звуки, которые в старину назвали бы божественными. С аженей в XII и в начале XIII века было не менее девяти и не более двенадцати. Но мастер, размечая план будущего храма, пользовался двумя или тремя. А остальные — подспорье для расчета радиуса апсид и подкупольного барабана, для настройки гармонии прямого на гармонию круглого. В витрине Новгородского музея можно видеть древнюю мерную трость зодчего церкви Параскевы Пятницы на Торгу На ее гранях три пропорциональных шкалы: Шевелева, корректность которой подтверждается нашим анализом плана этого храма; см. Рядом десяток деревянных обломков от других тростей. И тоже с зарубками.

    б а рыбаков русские системы мер длины

    А в запасниках хранится еще около трех десятков обломков мерных тростей. По моей просьбе их обмерили и перевели на кальку [44]. Выяснилось, что новгородский набор содержит шесть из девяти саженей. И еще три под вопросом, поскольку из-за малой величины или небрежности градуировки они не поддаются надежной интерпретации. Корректность реконструированной саженной системы мы с Ириной Воиновой проверили по обмерным чертежам двух храмов Старой Ладоги — церкви Успения Богородицы около года , самом северном из домонгольских храмов Древней Руси, и построенной на десятилетие-два позже до Георгиевской церкви. Длина сохранившегося фрагмента 54 см. О космологических воззрениях Платона И. Наибольшей степени единства можно достигнуть, как утверждает Платон, если середины находятся в одинаковом отношении к крайним величинам — тому, что больше, и тому, что меньше, и между ними существует пропорциональная связь [45]. И отмечает, что по Платону гармонию Космоса определяет равенство: Смысл этого становится понятен, если взять какую-нибудь геометрическую пропорцию. К примеру, 1, 3, Первое так относится к среднему, как среднее к последнему. Последнее к среднему, как среднее к первому. Перемещение среднего числа на первое и последнее места, а последнего и первого, напротив, на среднее — не меняет результата: Вариант этой платоновской системы мы и находим в саженной системе: Вид с северо-востока [46]. При анализе плана нами выявлены три случая двенадцатикратных наборов трех разных саженей. Сажени те же, что и на найденной возле этого храма мерной линейки новгородского зодчего — маховая 1,76 м , малая 1, и косая новгородская 2, , реконструированная И. Эти двенадцатикратные наборы лежат на одной прямой с запада на восток и задают основные пропорции центральной оси храма: Кроме того, 3 КН — внешний размер подкупольного барабана с юга на восток. Таким образом существование КН можно считать доказанным, и это ставит точку в споре Шевелева с Рыбаковым и Пилецким о саженях мерной новгородской трости. Прав оказался костромской архитектор Иосиф Шевелев. Принципиально система пропорций этого плана мало чем отличается от того, что возводили древние египтяне, греки или римляне.

    Сравним с древнеегипетскими, античными и западноевропейскими средневековыми постройками в других главах нашей книги: Рыбаков в своей реконструкции и на вавилон, найденный археологами на уровне пола в западном притворе разрушенного монголами старорязанского храма середины XII века. Рисунок из статьи Б. Рязанский вавилон — драгоценный документ, оставленный нам средневековыми зодчими. Первым это осознал тот же Б. К сожалению, его метрологической интерпретации, предложенной более полувека назад, верить нельзя: В чем сегодня нетрудно убедиться, открыв картинку из рыбаковской статьи с помощью одной из чертежных компьютерных программ и пересчитав горизонтальные размеры по опубликованной тут же мерной линейке. На самом деле короткая сторона плитки равна пяди т. Рыбаков тогда еще не знал и парной с ней малой сажени, которую он игнорировал, поскольку она не лезла в прокрустово ложе его системы. Эта досадная ошибка, на которую, впрочем, за шесть десятилетий никто не обратил внимания, обесценила многие дальнейшие построения исследователя. Средний прямоугольник — прямоугольник золотого сечения. Необычность старорязанского вавилона в том, что набор антропоморфных мер венчается небольшой полуокружностью, словно бы куполом храма, или головой человека. Это и есть ключ к прочтению чертежа. Если основание Печерского монастыря в целом связывалось с Афоном именно отсюда была перенесена в Киево-Печерский монастырь монашеская традиция , то основание Успенского собора — с константинопольским Влахернским монастырем. Вот некоторые эпизоды из легенд, рассказанных владимирским епископом Симоном в его послании Поликарпу. Легенды эти восходят к варяжскому роду Африкана. После смерти Ярослава Всеволод стал княжить в Киеве. Образовался княжеский триумвират — Изяслав, Святослав и Всеволод.

    Русское войско этих трех князей потерпело в г. Среди мертвых и раненых на поле сражения лежал и Шимон. И воздавая честь ему, отец мой украсил чресла его поясом, весом в пятьдесят гривен золота, и на голову возложил венец золотой. Когда же дядя мой Якун изгнал меня из владений моих, я взял пояс с Иисуса и венец с головы его и услышал глас от образа; обратившись ко мне, он сказал: Я же упал от страха и, оцепенев, лежал, как мертвый; затем, встав, я поспешно взошел на корабль. И когда мы плыли, поднялась буря великая, так что все мы отчаялись в спасении, и начал я взывать: И вот увидел я церковь наверху и подумал: И видели мы ее величину и высоту, если размерить ее тем золотым поясом, то двадцать мер — в ширину, тридцать — в длину, тридцать — в вышину стены, а с верхом — пятьдесят. Мы же все прославили бога и утешились радостью великой, что избавились от горькой смерти. И вот доныне не знал я, где создастся церковь, показанная мне на море и на Альте, когда я уже находился при смерти, пока не услыхал я из твоих честных уст, что здесь меня положат в церкви, которая будет создана. И, вынув золотой пояс, он отдал его, говоря: Старец же восхвалил бога за это и сказал варягу: Таким образом, Шимон из латинства перешел в православие, и, как явствует из дальнейшего рассказа, православными стали и все другие варяги, жившие вместе с ним: Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси [47].

    рыбаков системы мер

    Давно замечено, что эти размеры 20, 30 и 50 мер, в сумме дающие число — реальность не архитектурная, а символическая. Возможно, это еще и реминисценция с размерами Ноева ковчега и Скинии. Впрочем, в дальнейшем мы увидим, что по западному фасаду ширина церкви вместе с современным ей приделом и впрямь 20 поясов Шимона. Некоторое время считалось, что меру пояса установлен Н. По его обмерам фундаментов Успенской церкви правда, не внешних ее размеров, а внутренних , пояс Шимона равняется 1,08 м, то есть половине СБ, или 3,5 греческих футов. И поскольку фут делится не только на дюймы 12 или 16 , но и на две пяди, то пояс Шимона — семь пядей. Холостенко убедительно оспорено В. И всетаки это, пожалуй, — с амое гениальное изобретение наших предков в истекшем тысячелетии таблица. Все эти разновидности русского родства за исключением кровного или родового в дореволюционной России входили в группу духовного родства. Поэтому отец с сыном состоит в первой степени родства, два брата — во второй, дядя со своим племяшом — в третьей, двоюродные братья — в четвертой и т. Строго говоря, мерой русского близочества , повидимому, является расстояние между местами проживания родственников, находящихся между собой в определенных степенях родства. С одной стороны, протяженность физического мира прежде измерялась поприщами или верстами, которые в разное время содержали в себе от до трехлокотных саженей. С другой стороны, типичным представителем мира духовного может служить родство кровное, свадебное, супружеское и т. К сожалению, все приведенные выше особенности российского человекомерия так и не нашли своего логического продолжения в отечественной антропометрии. Анатомические точки на теле человека рис. Они без особого труда нашли свое применение в капризной современной женской моде, дизайне элитарных легковых машин и мебели, бытовой технике и прочем, поскольку почти безоговорочно приняли основной постулат российского человекомерия: Между антропометрией и человекомерием, по-видимому, существуют принципиальные методологические различия. Более всего они заметны в вещах, призванных долго служить человеку. В случае же с холодной и бесстрастной, вышколенной в академическом духе антропометрией измерение анатомических точек на теле человека и даже условий его проживания происходит с помощью метра — одной сорокамиллионной части земной окружности, проходящей через Париж. Одним словом, метрическая и саженная системы счисления — это два параллельных, почти не связанных друг с другом, этнически обусловленных способа академического и народного мышления, сосуществующих в нашем многополярном мире. Антропометрические точки на теле человека, между которыми производятся современные измерения в России [2; 15]. Вопросы эволюции первобытной религии, первые попытки построения картины мира и выработка мировоззрения древних земледельцев, создание сложной знаковой системы в искусстве, разработка задолго до христианства многих религиозных построений, поразительная живучесть и многогранность языческих представлений — вот только часть тех вопросов, которые органически входят в нашу тему.

    Без анализа язычества мы не сможем понять идеологию славянских средневековых государств, и в частности Киевской Руси. Лишь знание народных языческих традиций позволит нам правильно понять характер многих антицерковных движений средневековья. Если культуру феодального класса мы постигаем преимущественно по церковной литературе и искусству чем несправедливо сужаем ее , то культуру простого народа на протяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса. Изустная, традиционная многовековая культура русской деревни — это не только сокровищница интересующих нас сведений о ее глубоких корнях, но одновременно и сами те корни, на которых устояла на протяжении тяжелой тысячи лет масса трудового крестьянства, корни, питавшие не только деревню, но и городской посад, а в какой-то мере и социальные верхи. Народные сказки, хороводы и песни, былины и думы, красочные и глубокие по смыслу свадебные обряды, народные вышивки, художественная резьба по дереву — все это может быть исторически осмыслено только с учетом древнего языческого миропонимания.

    рыбаков системы мер

    Углубившись для написания этой книги в дремучие дебри неясного первобытного мышления, полуразгаданных символов, архаичных колдовских заклинаний и отрывочно уцелевшей космогонии, я далек от мысли, что здесь удалось написать обо всем, все написанное доказать, во всех предположениях убедить. Задача книги будет выполнена, если ее автору удастся пробудить интерес к такой увлекательной и исторически важной теме, как славянское язычество. Первая тема связана с летописями и церковными поучениями X — XIII вв. Вторая тема возникла в результате соприкосновения науки с этнографическими, бытовыми пережитками язычества в русской деревне XVIII — XIX вв. Обе эти темы изучались по существу раздельно представителями разных наук, и если сливались в общих обзорах, то в большинстве случаев механически. Рассмотрение славянского язычества оказалось почти отъединенным от общих проблем истории первобытной религии, хотя, разумеется, при анализе этнографических данных указывалось на наличие пережитков тотемизма или на магический характер заговоров и обрядов. Проблема эволюции языческого мировоззрения на протяжении тех тысячелетий, которые предшествовали принятию христианства, почти не ставилась. А между тем уже древнерусские книжники XI — XII вв. В русских источниках времен Киевской Руси трижды ставился вопрос о периодизации язычества. Первая стадия воззрений — культ природы: Вторая стадия связана с изготовлением идолов и человеческими жертвоприношениями, чем занимались отец и дед библейского Авраама: Эти же два этапа получались y летописцев и при рассмотрении русской истории. Древние поляне времен князя Кия примерно VI в. Здесь еще ничего не говорится об идолах, а в событиях X в. Другая периодизация, сделанная по византийским образцам, приведена в Ипатьевской летописи под г. Незначительный эпизод послужил поводом для включения в летопись двух интереснейших сообщений о язычестве: Это были, очевидно, хорошо известные нам по раскопкам в Ладоге многоцветные бусы X в. Считалось, что глазки выпадают из тучи. К этой легенде мы вернемся в другой связи.

    Внося все эти диковины в свою хронику и опасаясь, что читатели могут ему не поверить, летописец сослался на всех ладожан, на свою археологическую коллекцию, на авторитет посадника Павла и дополнительно привел несколько цитат из византийского хронографа о выпадении из туч то пшеницы, то серебра, а то и металлургических клещей. Последний случай увлек автора, и он выписал фантастическую генеалогию древних царей-богов приуроченных к Египту, хотя там действует и греческий Гефест. Эта генеалогия богов важна для нас тем, что летописец снабдил их имена славянскими параллелями. В соответствии с этой огненно-небесной сущностью Сварог одарил людей умением ковать металл: Преже бо того палицами и камением бьяхуся. Тъ же Феоста закон устави женам: Аще ли кто переступить — да ввергуть и в пещь огнену сего ради прозваша и Сварогом. В этих выписках с комментариями мы видим своеобразную попытку периодизации всей человеческой культуры. Появилось божество неба и огня — Сварог. Устанавливается моногамия и жестокая казнь сожжение за нарушение ее. Установилось классовое общество, люди начали платить дань царям, появились богатые и сановитые люди. Как видим, русский книжник эпохи Владимира Мономаха считал для себя возможным разместить славянских языческих богов в такой последовательности: В дальнейшем возникает культ Солнца-Дажьбога. Выписки летописца интересны для нас, но соотнесение со славянской мифологией сделано им несколько механически, хотя общее направление развития религии уловлено верно. Совершенно исключительный интерес представляет третье рассуждение о стадиях языческих верований. Оно важнее двух приведенных выше потому, что построено не на греко-египетских параллелях, а непосредственно относится к славянам. Поучение вошло в науку в г. Свидетельство Паисиевого сборника о языческих суевериях русских. Летописи русской литературы и древностей. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. Язычество и древняя Русь. Две последние работы вышли в свет почти одновременно и независимо одна от другой. Паисиевский XIV — XV вв.

    Постановка проблемы

    Кроме того, нужно было учесть, что переписчики могли не только расширять, но и сокращать текст. Русский книжник XII в. Язычество и древняя Русь, с. Наиболее близкий к протооригиналу Новгородский Софийский список XV в. Досюда могох написати — даже несоша книга ты Царюграду, а мы, выседше ис корабля, вдохом в Святую Гору. Не удивительно, что русский паломник заинтересовался произведением Григория Богослова, которое хотя и не было путеводителем по античным древностям, но красочно описывало греческие и малоазийские обряды и обычаи, связанные с маршрутом корабля, шедшего в Царьград через Афон. А на корабле, очевидно, оказался греческий текст творений святого Григория, которым и воспользовался наш автор. Приметой времени и места являются неожиданно врывающиеся в текст русского автора упоминания сарацинов и Магомета. Все это хорошо укладывается в историческую действительность XII в. Попутно наш паломник дважды выставил в самом непристойном виде тех магометан, которые были ближе всего к Руси, — волжских болгар 9. Три эмоциональных отступления о сарацинах хотя и оправданы, возможно, обстоятельствами путешествия автора по Ближнему Востоку в XII в. Григорий Назианзин — гг. Григорий, как опытный полемист, отобрал наиболее кровавые и мракобесные примеры и противопоставил им бескровность и логичность с его точки зрения христианского вероучения. Русский перевод г. Таково ли подзаконное и Еда къде сица чистота за- Видите ли оканьную прикровенное какое-ни- конна же и истеньна ма- сию и сквьрньную будь очищение, достав- логодьными покропы по- служьбу стварямую ляющее пользу временны- льзяюшти, ни попелом от сквьрньных язык ми кроплениями и оскве- теличънымъ посешаяшти — елини оканънии? II, пеплом юнчим молодых Еда на сицевую таиноу с. Тайноводствуют ли к че- Аничков, с. Как видим, риторические восклицания Григория Богослова были крайне тяжеловесно переведены болгарским книжником с греческого и очень ясно и просто были пересказаны русским писателем без каких бы то ни было следов пользования старым славянским переводом. Его пересказ понятнее даже, чем перевод, сделанный издателями XIX в. Русский автор, очевидно, считал своей задачей рассмотрение славянского язычества на фоне того античного язычества, с которым за восемь веков до него боролись отцы церкви. Конструкция нового произведения такова: Затем греческая основа пополняется этнографическим обзором русских языческих верований, начиная с женских божеств — Мокоши и вил. Далее снова возврат к греческой основе: Затем вторично упоминаются халдеи и культ Озириса и Рода. Далее следует периодизация славянского язычества, дополненная сетованиями на живучесть его. Текст Григория Богослова в самостоятельном переводе и очень кратком изложении, нужный автору, для того, чтобы освятить новое русское произведение именем известного отца церкви, представлен четырьмя кусками, в которые вклиниваются три вставки о магометанах, три незначительных примечания о славянских параллелях античным верованиям и два больших раздела о славянском язычестве, из которых первый дает общий обзор без системы, а второй приводит все в хронологическую систему.

    Во-первых, следует отметить, что она дана на очень широком сопоставительном фоне всех известных тогдашней литературе религий Египта, Месопотамии, Греции и Малой Азии, с добавлением ставшего актуальным в эпоху крестовых походов мусульманства. Наш автор прослеживает историю того славянского культа, который доставлял наибольшее беспокойство русским церковникам, разоблачению и бичеванию которого писателями XI — XII вв. В соответственном месте Григорий Богослов ограничился одной фразой: Никаких связей культа умирающего и воскресающего Озириса с верованиями других народов y Григория нет; это уже конструкция русского книжника. Культ Рода и рожаниц проник будто бы и к халдеям: Далее говорится о том. Се же словене начали трапезу ставити Роду и рожаницам переже Перуна бога их. А преже того клали требы упиремъ и берегыням. По святем крещении Перуна отринута, а по Христа господа бога нашего яшася, нъ и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хърсу и Мокоши и вилам, нъ то творять акы отай А преже того клали требу упырем и берегиням В продолжении этого исторического рассуждения снова в центре внимания писателя оказывается культ Рода и сопутствующих ему рожаниц: Сего же не могут ся лишити, наченше в поганьстве, даже и доселе: Выдвинулся культ Перуна возглавившего список других богов. Она важна прежде всего тем, что совершенно самостоятельна и не приноровлена ни к библейским, ни к византийским сказаниям; не было периодизации античного язычества и y Григория Богослова. Какие же эпохи в развитии славянских религиозных представлений выделяет эта периодизация? Первая эпоха — поклонение и принесение жертв упырям упирям и берегиням. И те и другие поставлены во множественном числе, следовательно, это еще не персонифицированные божества. Упыри — вампиры, исчадия и олицетворения зла. Вампиры исходная форма Япирь , сосущие человеческую кровь, поедающие мертвецов, достаточно хорошо представлены в славянском фольклоре А друзии огневи молятся и камению и рекам и источником и берегыням Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. Едва ли можно отождествлять полностью эти разряды славянских демонов. С волкодлаками связано представление о существах, пожирающих солнце и луну: Все это разные формы молений о плодородии, о своевременных дождях, которыми, очевидно, ведали вилы-берегини. Берегини -русалки, но только не в том позднем понимании их, какое отражено в фольклоре и художественной литературе XIX в. Связь русалок во всех видах представлений о них с водой не подлежит сомнению. Поэтому на русском Севере даже в XX в. Думаю, что эта связь не случайна, а вполне закономерна, но только для весьма отдаленных времен, когда человек впервые учился плавать по бурным полноводным рекам и бесчисленным озерам и болотам, образовавшимся после таяния ледника.

    Для первобытного рыболова эпохи мезолита и неолита было совершенно естественно соединить понятие о береге, о твердой надежной земле с понятием оберегания, охраны от нежелательного. Связь берегинь с дождем понятная в силу их водной сущности является, очевидно, позднейшим земледельческим переосмыслением Народна вяра и религиозни народни обичаи. Русалии и бог Симаргл-Переплут. Русская народная резьба и роспись по дереву XVIII — XX вв. Упыри и берегини — древние, архаичные наименования олицетворений двух противоположных начал — злого и доброго, враждебного человеку и оберегающего человека. Категории Все вопросы проекта Компьютеры, Интернет Темы для взрослых Авто, Мото Красота и Здоровье Товары и Услуги Бизнес, Финансы Наука, Техника, Языки Философия, Непознанное Города и Страны Образование Фотография, Видеосъемка Гороскопы, Магия, Гадания Общество, Политика, СМИ Юридическая консультация Досуг, Развлечения Путешествия, Туризм Юмор Еда, Кулинария Работа, Карьера О проектах Mail. Ru Наука, Техника, Языки Гуманитарные науки Естественные науки Лингвистика Техника. Вопросы - лидеры Всем доброго времени суток! Подскажите что за язык, что за книга или еще что-нибудь о ней? Где был бы прогресс человечества, если бы Никола Тесла, Альберт Энштейн и Леонардо Ди Каприо Да Винчи жили вечно? Все эти важнейшие процессы оказали огромное воздействие на духовную жизнь русского народа, его культуру, стали мощным стимулом подъема национального самосознания. Россия постоянно росла и расширялась. Из центра страны русские люди шли на север и в южные степи см. Процесс расширения территории продолжался вплоть до конца ХIХ в. Для метрологии денежные единицы интересны прежде всего с точки зрения денежного счета. В этом плане денежные единицы и рассматриваются в нашем пособии. Сохранилось небольшое количество источников, на основании которых можно составить представление о древнейших мерах. В большинстве случаев известно лишь наименование тех или иных мер, иногда их отношение между собой. Часто бывает трудно установить реальные размеры древних мер, т. В пределах одного и того же наименования реальное содержание мер неоднократно менялось. Задача метрологии — установить связь и преемственность между различными видами мер. Изучение мер дает возможность более отчетливо представить себе состояние хозяйства определенного времени, потребности населения и способы их удовлетворения, выяснить размеры и стоимость отдельных работ, уяснить цены на продукты. Ключевский, определяя стоимость рубля на основании указаний источников о хлебных ценах, был вынужден прежде всего выяснить вопрос о единицах измерения хлеба.

    Поэтому значительную часть своей работы о русском рубле XVI—XVIII вв. Только после определения вместимости мер сыпучих тел В. Ключевский смог перейти к выяснению цен на хлеб и определению стоимости рубля XVI—XVIII вв. Изучение метрологии помогает понять экономику страны в целом. Струмилин начинает очерки по экономической истории России с рассмотрения истории русских мер2. Метрология оказывает помощь в работе над важнейшими историческими источниками, раскрывающими экономическую историю. Она помогает понимать и истолковывать их. Интересным примером привлечения денежного счета к анализу содержания источника является рассмотрение И. Бауэром денежного счета в духовной знатного новгородца Климента XIII в. Русский рубль XVI— XVIII вв. Очерки экономической истории России. Денежный счет в духовной новгородца Климента и денежное обращение в Северо-Западной Руси XIII в. Меры находятся в полной зависимости от развития производительных сил и производственных отношений. Усложнение производственных отношений влечет за собой усложнение мер и изменения в их системе. Поэтому знакомство с историей мер помогает не только непосредственному изучению содержания исторических источников, но и определению времени их создания, а в некоторых случаях и решению вопроса о подложности тех или иных источников. О подложности источника можно говорить в том случае, если система мер, указанная в нем, не соответствует мерам, употреблявшимся в то время, которым датирован источник. Сроди подложных документов известна грамота Андрея Боголюбского от г. Грамота в самом деле была написана не в XII в. Язык подделки — язык XVI—XVII вв. Среди терминов, которые встречаются в грамоте и доказывают ее подложность, основным является употребление денежных единиц — грошей польских. Гроши польские как денежная единица известны лишь с XV в. Метрология, таким образом, помогает изучению источников, особенно источников по социально-экономической истории. Иногда без знания метрологии невозможно разобраться в сущности экономических явлений, о которых идет речь в том или ином документе. Фальсификация документов в Московском государстве XVI—XVII вв. Рассмотрение вопросов, связанных с историей мер и денежного счета, имеет для историка и самостоятельное значение. Метрология, как и другие вспомогательные исторические дисциплины, обогащает историю новыми фактическими данными. Вопросы состояния мер, точности мер определяются в известной степени уровнем развития культуры и научных знаний. Как только человек начал строить жилища, изготовлять орудия, посуду, он столкнулся с необходимостью применения мер. Потребность в измерениях стала особенно насущной с развитием обмена. Однако первоначально люди не знали точного определения размеров и количеств. Измерения были самыми примитивными, приблизительными, и касались они объема, тяжести, протяжения. Тяжесть измерялась мерами веса, вместимость — мерами объема, протяжение — мерами длины; в основе всех этих мер лежала прямая линия. Единицами измерений протяжения на первых этапах развития человеческого общества служили локоть, пядь расстояние между вытянутыми большим и указательным пальцами руки , иногда простейшие физические действия, например ходьба измерение расстояния шагами.

    Мерой объема и тяжести служили количества, которые человек может захватить или унести своими руками горсть, ноша, охапка. В быту такие определения количеств сохранились до настоящего времени. В период, когда основными мерами были размеры человеческой руки или расстояние, которое может. Точные размеры появляются лишь с развитием и усложнением хозяйственной жизни, развитием торговли, ростом культуры. Так постепенно создаются единицы измерения, стоящие в точном математическом отношении друг к ДРУГУ- Когда меры веса, объема, длины дробятся, делятся на части в правильной соразмерности, тогда измерение приобретает математический характер и можно говорить о метрологии как о науке, как об определенной системе знаний. Следовательно, метрология как система знаний сложилась в глубокой древности. Видимо, на этом этапе метрологические данные не были изложены в каких-то общих трактатах.

    Проектная работа "Единицы измерения на Руси"

    Сведения о мерах периода Древней Руси, частично периода феодальной раздробленности приходится извлекать из различных источников общеисторического содержания. В период феодальной раздробленности Руси общепринятых мер для всего государства не было. Это было естественным следствием разобщенности, раздробленности, отсутствия политических связей. Лишь с развитием производительных сил, в период Русского централизованного государства, появляются меры, общие для всей страны, но местные меры как пережиток феодальной раздробленности еще долго будут существовать. Появлению трактатов о мерах способствовало также открытие Северного морского пути через Архангельск. Русское государство получило возможность вести интенсивную торговлю с Западной Европой. Разумеется, автор руководства не мог при этом обойти и вопросы о мерах. Магницкого, впервые изданная в г. Здесь же дается детальное описание русских мер. В это время появляются и другие труды, имеющие практический характер. Магницкого данали общую систему русских мер, представле-нио об ; тих мерах и целом. Писцовые книги представляли собой переписи населения и его хозяйственных ресурсов с целью обложения налогами. Поскольку на Руси до конца х годов XVII в. Подобное же руководство по описанию земельных владений существует и для более позднего периода — для начала XVIII в. Руководствами для производства измерения земли являются и межевые инструкции XVIII в. Некоторое обобщение материалов по истории мер было осуществлено в XVIII в. Так, в конце XVIII в. Наблюдения над системой мер прошлого автор использует для подготовки проекта нового закона о привлечении к ответственности за злоупотребления в области пользования мерами. Таким образом, с экономическим развитием страны, следствием которого явился рост торговли, стала ощутимой необходимость в создании специальных трактатов о мерах. Следует подчеркнуть практическую цель таких трактатов — дать руководство торговым людям, обучить молодых людей действиям с именованными числами, дать справочники при описании земель; путем обобщения существующих мер подготовить материал для издания нового закона о мерах. Появление работ по метрологии не практического, а уже научного характера связано с ростом в начале XIX в. Значительный толчок для изучения мер был дан Н. В первой половине XIX в. Его работа, посвященная происхождению и современному. Госархив, разряд 19, д. Однако работа Ламберти не нашла продолжателей в первой половине XIX в. Только с середины XIX в. В середине XIX в. Описательная метрология занималась также установлением соотношений между одимицпми измерений.

    Обширный сводный труд такого типа по метрологии появился в копце х годов ХТХ в. В этой работе речь идет не только о русских мерах, но и о западноевропейских. Петрушевский ставит перед собой задачу описать все применявшиеся в его время меры и дать представление о сложившейся к середине XIX в. В дальнейшем из описательной метрологии развилась метрология — Наука о точных измерениях, которая ставит своей задачей создание эталонов мер. Метрология как вспомогательная историческая дисциплипа сложилась во второй половине XIX в. Для своего времени эти работы имели большое научное значение. Они положили начало изучению истории русских мер и в ряде случаев содержат ценный фактический материал. Среди этих исследований можно назвать статьи П. От древнейшего периода истории СССР сохранилось очень мало источников, содержащих сведения о мерах. В подавляющем большинстве случаев мы находим в текстах лишь беглые упоминания о них. Для изучения вопросов метрологии древнерусского государства можно использовать памятники письменности и материальной культуры. Представление об особенностях денежного счета можно получить, изучая статьи, посвященные штрафам за всевозможные преступления. Эти статьи дают возможность установить взаимоотношение денежных единиц друг с другом. Сведения о мерах и о системе денежного счета можно почерпнуть из древнерусских летописей, в которых встречаются указания на различные меры и денежные единицы. Иногда дается только наименование предмета, ставшего впоследствии единицей измерения, причем из текста летописи может быть неясно, является ли этот предмет определенной единицей измерения или же он употребляется только в бытовом обиходе. Показания летописей в таком случае нуждаются в проверке путем сопоставления их с данными других источников. Например в начальной летописи под г. Не рассчитывая одолеть врага, белгородцы прибегли к хитрости: Из этого текста летописи можно узнать, что в Белгороде в г. Но являлось ведро единицей измерения жидкости или только предметом бытового обихода — это остается неясным. Необходимо привлечение других источников, которые подтвердили бы, что ведро служило единицей измерения. Несмотря на отрывочный характер метрологических сведений, летописи зачастую являются единственным источником, на основании которого можно судить о метрологии древнейшей эпохи. Разрешению вопросов, связанных с денежным счетом, помогают иногда иллюстрации миниатюры к летописям. Иллюстрации создавались позже текстов, при последующем редактировании их и переписке, но они дают возможность ставить вопрос о характере денежных знаков. В качестве примера можно привести миниатюры Никоновской летописи, создание которой относится к XVI в. На рисунках к летописи показаны металлические монеты и связки мехов2. Игумен Даниил в начале XII в. Это описание сохранилось в нескольких списках, правда не современных, а позднейших; самые древние из них относятся к XV в. Древнерусские миниатюры как исторический источник.

    Сказания русского народа, т. В частности, он указывает расстояния между теми пунктами, которые ему удалось посетить, и тем самым сообщает ряд сведений о мерах длины, какими пользовались на Руси в его время.

    © 2013-2017 Энциклопедия рыбалки РаноУтром.ком.
    Все права защищены. Копирование материалов сайта без активной ссылки на источник запрещено.